Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 14:20

ГБДОУ № 3 "Андрейка"

Меню сайта
...
...
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Андреева Юлия Игоревна

Добро пожаловать на мою страницу! 

О себе: педагог с 35- летним стажем работы, высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ
Образование: высшее, РГПУ им. А.И. Герцена, факультет философии человека, учитель культурологии, социолог искусства, педагог дополнительного образования.

 В ГБДОУ №3 "Андрейка" работаю с 1995 года.

Профессиональные интересы: интерактивные технологии, когнитивное развитие, музейная педагогика, оригами.

Мои увлечения: путешествия, книги, изучение иностранных языков

На моей странице вы найдёте консультации для родителей, презентации, познавательные фильмы для детей, дополнительный  материал по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация к занятию «ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ»

 

Консультация для родителей

Что такое мнемотехника?

 Что такое мнемотехника и зачем она нужна детям?

МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Ни для кого не секрет, что у некоторых детей существуют проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Есть дети, у которых нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Мнемотехника помогает развивать:  ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Мнемотехника для дошкольников - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

         Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

     Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.    Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы также служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи дошкольников. Я  использую их для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко, Т.В.Большевой и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, схемы – модели Л.Е.Белоусовой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. Уже в  течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

    Работа с мнемотаблицей включает:

  1. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Перекодирование информации, то есть преображение из символов в образы.
  3. Воспроизведение таблицы по памяти или, другими словами, пересказ с опорой на символы (образы), то есть отработка метода запоминания.

     Работа с мнемотаблицами и схемами – моделями помогает детям свободно, не стесняясь,  высказываться в специально организованной деятельности и в свободной самостоятельной деятельности, расширяется круг знаний об окружающем мире, обогащается словарный запас, дети с удовольствием включаются в пересказ, заучивание.  

Консультация для родителей «Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе».

  Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей и ориентированных на практику специалистов: педагогов, психологов, физиологов и т.д. Согласно мнению различных исследователей, психологическая готовность к школе является итогом развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Ее можно назвать фундаментом для следующего возрастного периода. От того, как будет выстроен этот фундамент, во многом зависит успешность адаптации ребенка к школе, эффективность школьного обучения.

В психологической науке рассматривают готовность к школе как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном обучении в школе. Достаточная готовность к обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведения.

  Традиционно выделяют три аспекта, из которых складывается готовность дошкольника к обучению в школе: физический, специальный и психологический.

Физиологическая готовность характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья. Опираясь на параметры физического развития и их соответствие возрастным нормам, а также на наличие или отсутствие хронических заболеваний, специалисты выделяют четыре основные группы здоровья.

  • Первая группа здоровья. Ребенку по силам нагрузки гимназических классов с их максимально насыщенным учебным планом.

· Вторая группа здоровья заставляет родителей задуматься о выборе гимназических классов, а также очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков.

  • Третья и четвертая группа здоровья требуют выбирать нагрузки для ребенка тщательно и продуманно.

Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем организма ребенка.

  Специальная готовность включает в себя умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития, которые необходимы для освоения чтения, письма, а также счета. При правильно организованном обучении на базе игровой деятельности формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте вполне возможно у многих детей, но не у всех. Важным для осуществления интенсивного обучения письменной речи является созревание определенных зон и ассоциативных полей коры головного мозга ребенка. В противном случае обучение будет не эффективным и может отвратить ребенка от учения вообще.

  Однако готовность к школе не сводится к физической и специальной готовности. Необходима особая психологическая подготовленность к новым условиям жизнедеятельности. Меняется социальная позиция ребенка в обществе, а также специфика учебной деятельности

Психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.

  Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов.

  Личностная готовность ребенка к школе предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения: мотивы, связанные с потребностью в общении, и мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.

  Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для усвоения учебной программы начальный уровень развития психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.

  По мнению исследователей, такими важнейшими психическими процессами являются:

  1. Достаточная дифференцированность восприятия сенсорной информации, хорошая сенсомоторная координация.
  2. Способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, закладывающих основы аналитического мышления.
  3. Хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической памяти.
  4. Достаточное развитие мелкой моторики рук.
  5. Овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха.
  6. Начальное овладение символическими операциями.
  7. Зрелость мотивационной системы ре6енка, обеспечивающей способность прилагать усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.

  Каковы же специфические черты, отличающие школьную жизнь от дошкольной:

  • Четкий и определенный школьный ритм: уроки и перемены.
  • Разная специфика поведения в разные фазы ритма.
  • Выраженные социально-ролевые отношения во время занятий, которые ребенок должен понять и принять, т.е. адаптироваться к сюжетно-ролевым отношениям с учителями.
  • Необходимость постоянного соблюдения ребенком правил школьной жизни, отсутствие защиты со стороны родителей в случае проигрыша в конфликтных отношениях со сверстниками.
  • Освоение и принятие школьной системы оценок как неизбежных и постоянных критериев успешности.

  Дошкольники, прошедшие через обучение в детском саду, более готовы к принятию роли ученика и освоению школьных правил. Если же ребенок не посещал детский сад и не проходил специальную подготовку, то процесс его адаптации будет не простым и потребует большого психического напряжения. Очень важно сформировать эмоционально положительное отношение ребенка к учению. В этом поможет совместное семейное чтение художественной литературы, организация домашнего книжного уголка для ребенка, просмотр фильмов и телепередач о школе и школьной жизни с последующим обсуждением, привлечение младших детей к школьным праздникам их старших братьев и сестер, воспоминания самих родителей о своих школьных годах, организация игры в школу.

  Чтобы помочь ребенку лучше усвоить полученную информацию, полезно поиграть с ним в следующие игры:

  • «Что лежит в портфеле?» Взрослый, бросая мяч ребенку, называет разные предметы, а ребенок ловит мяч, если этот предмет по его мнению, должен лежать в портфеле.
  • «Я возьму с собой в портфель…» Ребенок и взрослый по очереди называют нужные слова, предварительно повторив сказанное ранее. Например: «Я возьму с собой в портфель тетрадь», «А я возьму с собой в портфель тетрадь и ручку» и т.д.
  • «Урок и перемена». Ведущий называет разные виды деятельности («Ты  играешь», «Ты прыгаешь»), а ребенок отвечает, когда он это делает.
  • «Дошкольник и школьник» Ведущий предлагает ребенку попробовать себя в разных ролях – дошкольника и школьника. «Походи, как школьник», «Посиди как дошкольник», «Ответь на вопрос как ученик» и т.д.

  Очень важно, чтобы взрослые были реалистами в своих ожиданиях и  требованиях к ребенку, чтобы будущий школьник понимал, что с поступлением в школу он не перестает быть ребенком со всеми присущими ему особенностями. Поэтому следует избегать резкого противопоставления социальных позиций дошкольника и школьника.

 

                              «ТРИЗ – в повседневной жизни»

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. С чего начать, как

сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории в

повседневную жизнь? Что необходимо для работы?

Предлагаю усвоить как закон, 10 заповедей творческой личности,

выведенные профессором Вайнцвайгом, основателем и президентом

общества «За мир через культуру»

1. Будь хозяином своей судьбы.

2. Достигни успехи в том, что ты любишь.

3. Внеси свой конструктивный вклад.

4. Строй отношение с людьми на доверии.

5. Развивай свои творческие способности.

6. Культивируй в себе смелость.

7. Заботься о своем здоровье.

8. Не теряй веру в себя.

9. Старайся мыслить позитивно.

10.Сочетай материальные благополучия с духовным удовлетворением.

   Каждый день работы с детьми поиск. Например, ребенок задал вопрос. Вы

спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И

наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если

ребенок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо

дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы,

если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?»

Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему в деревянном доме жить удобно, чем в каменном? Где могут пригодиться стружки, опилки? Назовите предметы из дерева?

Затем можно провести опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не

гори, окрашивается или нет, нагревается или нет и др.

  Мы так научим детей системному анализу, подведем к проблеме

многофункционального использования дерева или вещества.

  Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем. Это наличие

противоречия в объятие, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо.

Например. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Может ли зонт

одновременно быть большим и маленьким? Задача решается приемом

разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время

зонт большой, в другое время маленький (складной, зонт можно положить в

сумку).

Все вокруг нас – это решенные в разные времена разными людьми задача, но

мы их детям даем как нерешенные, и дети самостоятельно повторяют путь

изобретения.

Игры каждый день.

«Чем связаны»,«Чем похожи»,«Что общего» - игры на системный анализ.

Любые вещи могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-

либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?

Чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякал, вы

научитесь и сами придумывать игры и упражнения.

Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи - шутки типа

«Какие камни не встретишь в море? Сколько яблок выросло на 5 грушах,

если на каждой груше выросло по одному яблоку?

Чудеса прогулок. Можно использовать приемы фантазирования: оживление,

применение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдаем за

«живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем

мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.

Применим также прием эмпатии - пусть дети представят себе на месте

наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь?

Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки?

А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по

земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами по сухому – что

получилось? Почему?

Календарь
Профилактика..
...
...
...

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz