Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 16:13

ГБДОУ № 3 "Андрейка"

Меню сайта
...
...
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учитель-логопед Пугачева Ю.А.

Пугачева Юлия Александровна

Учитель-логопед

Добро пожаловать на мою страницу!

Здесь вы найдете консультации для родителей, советы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

 

Чем занять ребенка дома.

Игры на развитие речи.

 

Часто логопед рекомендует родителям занятия с ребенком дома. Многих мам пугает слово “занятие”, меж тем значение этого слова произошло от слова “занимать”. В нашем случае – занимать ребенка полезной деятельностью в игровой форме.  Играть в словесную игру, закреплять то или иное упражнение можно и дома (даже на кухне, когда вы заняты приготовлением ужина) и на улице (по пути в садик или из садика), в машине, в любой поездке.

http://dou60.ru/data/uploads/log.gif

I. Развиваем слуховое внимание и слуховую память.

а) Задания на узнавание и различение неречевых звуков.
Нас окружает множество звуков, надо научиться их слышать. Обратите внимание ребенка на звуки, которые он слышит дома: шум воды в трубах, бульканье кипящей воды, шум шагов, скрип двери, шум работающих стиральной машины и пылесоса, звонок телефона, звон посуды. Совсем иные звуки на улице: звуки сирен, шуршание шин по асфальту, визг тормозов, скрип качелей на детской площадке, шум дождя, ветра, пение птиц. Обращает ли малыш внимание на эти звуки? Если нет – обратите его внимание на них, предложите ему угадать, что звучит или кто производит этот шум.

б) Дома, попросив малыша отвернуться, можно воспроизвести следующие звуки: шуршание бумажек, стук кружек, стук крышки об кастрюлю,  стук деревянных или металлических ложек итд. Малыш должен отгадать какие предметы могут издавать эти звуки. Можно рекомендовать следующие игры.

Приготовьте несколько звучащих игрушек. В ответ на какое-либо звучание ребенок должен ответить определенным действием, например, когда играет гармошка – хлопать в ладоши, при звуках бубна – топать итп. Эта игра очень полезна, так как развивает слуховое внимание, наблюдательность, внимательность, моторику и координирует движения.

Приготовьте двух мишек – большого и маленького. Объясните ребенку, что большой мишка сильный и громко рычит, а маленький слабый и рычит тихо, а потом свистите то громко, то тихо, а ребенок пусть отгадывает какой из мишек издает звуки. 

II. Различаем на слух длительность звучания, громкость и высоту голоса.
Попросите ребенка имитировать сильный ветер: у-у-у, затем тихий ветер: у-у-у. Имитируем голоса животных: волк, корова, заяц, курица итд.

 Предложите ребенку имитировать сигнал поезда, который находится далеко, а затем  — близко от него.

http://dou60.ru/data/uploads/log1.gif

III. Различаем на слух слоги и слова.
Предложите ребенку повторить за вами:
а) та-та-та, ту-та-ты, пту-пта-пты, та-да-та, да-до-то;
б) бык-бак-бок, ветка-клетка-сетка, каток-моток, поток;
Можно поменяться с ним ролями. Вы, повторяя слоги и слова за ребенком допускаете ошибки. Заметит ли он их?

IV. Тренируем умение узнавать и различать фонемы русского языка.
Вы называете и много раз повторяете звук (например а) среди других звуков. Четко говорите: А, У, М, И, С, А, П, К, А. Малыш, услышав звук а, должен (по предварительной инструкции) хлопнуть в ладоши, присесть, стукнуть ложкой по столу. Инструкции можете придумать сами великое множество и разнообразить это занятие. Лото с картинками будет необходимо в подборе слов на определенный звук, в выделении первого и последнего звука в слове. Показав и назвав картинку без первого или последнего звука (…аук или пау…) попросите ребенка подобрать нужный звук и закончить слово.
V. Работаем над словарным запасом ребенка.
а) называем предметы одним словом: ложка, чашка – посуда; стол, стул – мебель; кукла, кубики – игрушки.
б) подбираем слова с противоположным значением: чистая посуда – грязная посуда
в)  называем цвет предмета: соль-белая, апельсины – оранжевые
г) подбираем действие к предмету.http://dou60.ru/data/uploads/log2.gif

VI. Работаем над грамматическим строем языка. 

Играем в игру “есть-нет” – вы называете предмет, ребенок говорит о его отсутствии: есть ложка-нет ложки. “Назови маленький предмет” – стол-столик, ложка-ложечка. “Как зовут детенышей?”, “Сделай из одного много” – сапог-сапоги, ведро-ведра.
VII. Развиваем мелкую моторику рук.
Огромное поле для совместного с ребенком творчества: выкладывание фигурок, картинок, букв из макарон, пшена, камешков, ниток; игры с крупой.

Сейчас очень много методических пособий, рекомендации, игр, следует только грамотно и разборчиво подойти к их выбору.

Теперь о самом важном – дети очень четко улавливают ваше настроение. По интонации, тону голоса они очень легко определяют ваше к ним отношение, понимают когда вы заинтересованы в общении с ними и когда вы формальны.

 Чаще общайтесь с малышом, сопереживайте ему, проявляйте желание понять его, занимайте его и тогда он гораздо полнее раскроется перед вами.!

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

 

 В основе обучения чтению - не буква, а ЗВУК.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах.

 На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук «М». Мы произносим его отрывисто: М! 

И букву М необходимо называть так же: М! ни в коем случае ЭМ! Или МЭ! Говоря таким образом, мы произносим два звука — «Э» и «М», или «М» и «Э». Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Напоминаю, что ЗВУК — это то, что мы слышим. Его можно петь, тянуть, говорить, голосить, слушать.

А БУКВА — это то, что мы видим и пишем.

Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.

 Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога.

https://aptecki.net/wp-content/uploads/2019/04/q7wakjjtp0-6keg756ge58793wki-p58jt04r9jolr_new.jpg?x77178

 Причины нарушений звукопроизношений

 

                   Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

  1. Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
  2. Нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
  3. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи;
  4. Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
                 Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности.

           Любые нарушения слуховой функции, насупившие в раннем возрасте, отрицательно сказываются на формирование правильного звукопроизношения у детей и их речи в целом. При снижении слуха (так называемой тугоухости) речь развивается с существенными отклонениями от нормы, в том числе и в плане и звукопроизношения. Выраженность таких отклонений при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от степени тугоухости.
         Помимо снижения биологического слуха на формирование звукопроизношения у детей отрицательно сказываются и нарушения слуховой дифференциации звуков речи. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые акустически близкие зву4ки (например, С и З) кажутся им одинаковыми и не дифференцируются. По этой причине ребёнок, овладевший, скажем, правильным произношением звука С, не чувствует никакой необходимости в том, чтобы усваивать ещё и произношение звука З, в силу чего спокойно говорит САМОК вместо ЗАМОК или САЯЦ вместо ЗАЯЦ. В раннем возрасте такие нарушения могут сойти за возрастные особенности в произношении звуков, однако, в отличии от них, в дальнейшем они не исчезнут без специальной логопедической помощи. Вот почему так важно в возрасте после двух лет проверить у ребёнка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков.
               Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата (неправильное строении челюстей и зубов, нёбные расщелины, короткая уздечка языка и т.п.) также во многих случаях препятствуют овладению правильным произношением некоторых или даже большинства звуков речи . Например, при короткой уздечке языка ребёнку не удаётся поднять язык к верхним альвеолам, без чего не может быть усвоена нормальная артикуляция звука Р.

                 Недостаточная подвижность органов артикуляции (прежде всего языка и губ) не может не сказываться отрицательно на овладении звукопроизношением, поскольку при произнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать вполне определённое положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается, а то и совсем прекращается, что и приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдается явление паралича или пареза (мышечной слабости, вялости). Естественно, что при этих условиях звуки речи или вообще не могут артикулироваться или артикулируются с большим трудом и лишь приблизительно

  При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка осуществляются в полном объёме, но могут быть несколько замедленными и недостаточно точными, что приводит к значительно менее тяжёлым нарушениям звукопроизношения.

 

 

 

Календарь
Профилактика..
...
...
...

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz